Финансирование образования: Россия на мировом фоне
01.05.2008 00:30 | Педсовет
Качество и доступность образования влияют на уровень жизни населения и
экономику стран. Как финансируется образование в разных странах мира и
насколько уровень развития экономики определяет качество образования?
Ответ на этот вопрос попытались дать авторы ежегодного доклада-обзора
"Взгляд на образование-2007" (Education at a Glance 2007),
выпускаемого профильным отделом секретариата ОЭСР с 2001 года, сообщает сайт S
T RF. В докладе проанализированы вопросы финансирования образования, спроса на
него в обществе, доступности образовательных услуг для разных слоев населения,
качества обучения и условий работы преподавателей. Россия пока не является
членом ОЭСР, а только партнером. Насколько сильно Россия отстает по уровню
финансирования этой сферы от стран ОЭСР?
Расходы на образование в странах ОЭСР растут. С 1995 по 2004 год этот рост в
среднем по странам составил 42%. Расходы на образование в среднем по странам
ОЭСР в 2007 году составили 6,2% совокупного внутреннего валового продукта
(ВВП), в 2006 году - 5,9% ВВП. Доля на образование среди всех социальных затрат
государств составляет в среднем 13,4%; в Чехии, Германии, Греции, Италии и
Японии - это менее 10%, в Мексике и Новой Зеландии - более 20%. Государственные
источники - основные в финансировании отрасли: в среднем по странам ОЭСР в 2004
году доля государственных расходов составила 87%. В 2006 году вес расходов на образование
в консолидированном бюджетеРоссии к объему ВВП составил 3,7% (вес расходов в
федеральном бюджете кобъему ВВП - 0,75%).
Наибольшее число затрат в организации школьного обучения - зарплата
учителей. Она сильно зависит от образовательной политики государства. Размер
зарплат колеблется: в Венгрии - менее 16 тысяч долларов в год, в Германии,
Корее и Швейцарии - более 51 тысяч долларов, в Люксембурге - более 88 тысяч
долларов. В России педагоги 34 регионов, которые в настоящее время переходят на
новую систему оплаты труда, получают в месяц от 10 до 16 тысяч рублей (5-8
тысяч долларов).
Нельзя сказать, что колич ество расходов на образование жестко определяет
его качество. Так Корея и Нидерланды по результатам международной оценки
учащихся PISA 2003 года входят в число государств с наилучшими показателями
успеваемости. Но расходы на начальное и среднее образование в них ниже среднего
по ОЭСР. В целом в странах ОЭСР при широком доступе к образовательным услугам
никаких признаков так называемой "инфляции" ценности образования нет.
Государственные расходы на образование растут, увеличивается их давления на
госбюджеты в странах ОЭСР. Такой рост не может быть бесконечным - авторы
доклада делают вывод о необходимости реформ отрасли.
ОЭСР. СправкаОрганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -
международная экономическая организация развитых стран, авторитетный форум, в
рамках которого представители правительств государств и стран-партнеров
обсуждают, разрабатывают и совершенствуют свою экономическую и социальную
политику, опираясь на информационно-аналитические обзоры секретариата ОЭСР. В
30 странах ОЭСР сосредоточено две трети мирового производства товаров и услуг.
Членство в Организации служит в некотором роде "рейтинговым
показателем" для международных правительственных органов, занимающихся
распределением финансовых средств, а также для частных инвесторов.
На данный момент в ОЭСР входят: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания,
Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада,
Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия,
Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Южная
Корея, Япония. В ряде совместных программ участвуют и государства-партнeры:
Бразилия, Израиль, Индия, Китай, Россия, Словения, Чили и Эстония.
Педсовет
|