Бум высшего образования - не российское изобретение
01.05.2008 00:30 | Педсовет
Быстрый рост числа специалистов с высшим образованием, интерес молодежи к
гуманитарным специальностям, стремление государства сделать высшее образование
равнодоступным - все это в последние десятилетия свойственно не только России,
но и многим развитым странам мира.
В ежегодном докладе "Взгляд на образование-2007" (Education at a
Glance 2007) профильного отдела секретариата Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) подробно исследуются тенденции в современном
высшем образовании, сообщает сайт S T RF. Сейчас из 30 стран ОЭСР (Россия не
входит в их число, являясь страной-партнером) в 24 странах диплом о законченном
высшем образовании имеют в среднем 36% взрослого населения. В то же время 30%
студентов (в среднем по 19 странам) бросают учебу, не завершив высшего
образования. Количество выпускников вузов за последние десять лет удвоилось в
Австрии, Финляндии, Италии, Португалии, Словакии и Швейцарии.
В последние годы часто говорят о перепроизводстве в России экономистов и
юристов, и в целом - гуманитариев. Внимание к этим специальностям свойственно
не только молодежи России. В странах ОЭСР ими владеет около трети взрослого
населения, но среди 25-35-летних специалистов в данных отраслях примерно в 3,5
раза больше, чем среди людей в возрасте 55-64 лет. Специалистов в области
естественных наук, сравнивая эти же возрастные группы, среди молодежи в три
раза больше. Овладевших инженерными специальностями среди молодежи стран ОЭСР
почти вдвое меньше по сравнению с более зрелым поколением. Эксперты выражают
опасения, что рынки труда в Дании, Германии, Венгрии и Норвегии в скором
времени могут испытать нехватку квалифицированных инженеров. В 25 странах ОЭСР
и государстве-партнере Израиле люди, имеющие диплом о высшем профобразовании
или ученую степень, зарабатывают как минимум на 50% больше, чем люди с неполным
средним образованием.
Насколько проявлено стремление к получению высшего образования? Среди
15-летних школьников в среднем по странам ОЭСР 57% собираются университеты. При
эт ом в Южной Корее желающих 95%, а в Германии - лишь 21%. Наличие желания
получить высшее образование зависит от уровня успеваемости, от пола учащегося,
от благополучия семьи, от принадлежности к резидентам или иммигрантам. Отметим,
что в большинстве стран ОЭСР у детей из семей иммигрантов более высокий уровень
притязаний на высшее образование, чем у их сверстников из неиммигрантских
семей.
Стремление госвласти предоставлять равный доступ к высшему образованию -
тоже не российское изобретение. Успехи стран ОЭСР на этом пути различны. Более
успешны Ирландия и Испания. В Австрии, Франции, Германии и Португалии
фактическую возможность получить высшее образование имеет только половина
выходцев из рабочих семей. При общей тенденции снижения спроса на
неквалифицированный труд, необразованные работники в перспективе станут грузом
для общества, а социальное расслоение может усилиться, отмечают авторы доклада.
Педсовет
|